заказать обучение

Выбор оптимального грузового автомобиля

      Эта статья дополняет информацию обучающего модуля "Эффективная автотранспортировка грузов Как надо", объясняя практическую значимость его содержания.

     Контекст проблемы выбора типа грузового автомобиля

     Пригодность автомобиля для грузоперевозок определяется не только его приспособленностью к движению, но главным образом его основным назначением – перевозкой грузов, которая должна выполняться наиболее результативно (производительно) и экономично, с обеспечением безопасности и сохранности грузов в различных условиях эксплуатации.

     Выбор оптимального автомобиля для грузовых перевозок – это одна из проблем логистической функции транспортировки. Она возникает, когда компания приняла решение создать собственный автопарк, заключить договора с водителями, владельцами автотранспортных средств и при выборе компании-перевозчика, имеющей автомобили определенных типов. Результаты выбора типа автомобиля влияют на результативность и экономичность транспортировки грузов в течение очень длительного времени, что вызывает необходимость учета значительного количества влияющих факторов.

    Применение системного, процессного, ситуационного подходов и количественных методов к выбору оптимального грузового автомобиля

    На выбор оптимального автомобиля для грузоперевозок влияет большое количество факторов, систему которых иллюстрирует рисунок 1.

Факторы, определяющие выбор оптимального  автомобиля.увеличить
Рисунок 1. Факторы выбора оптимального грузового автомобиля.

     Очевидно, что выбор оптимального грузового автомобиля для конкретного предприятия является сложной задачей, требующей анализа его логистической ситуации в грузоперевозках. Факторы, влияющие на выбор автомобиля, можно включить в схему выбора оптимального автомобиля, которую иллюстрирует рисунок 2.

Схема выбора  оптимального  автомобиля.увеличить
Рисунок 2. Схема выбора оптимального грузового автомобиля.

     Согласно этой схеме, вес и объем партий груза, габариты грузовых единиц, тип перевозок и технология погрузочно-разгрузочных работ помогают выбрать оптимальную грузоподъемность автомобиля. Автомобили, прицепы и полуприцепы по грузоподъемности подразделяются на следующие классы: (1) особо малой грузоподъемности (до 0,5 т), (2) малой грузоподъемности (от 0,5 т до 2,0 т), (3) средней грузоподъемности (от 2,0 т до 5,0 т), (4) большой грузоподъемности (от 5,0 т до 15,0 т), (5) особо большой грузоподъемности (от 15,0 т и более). Типом грузоперевозок, которые осуществляет предприятие, могут быть внутригородские перевозки, междугородние, международные, централизованные, сборные и технологические. Технология погрузочно-разгрузочных работ может быть ручная или механизированная. Например, если предприятие специализируется на централизованных перевозках грузов большой массы на дальние расстояния с использованием механизированных погрузочно-разгрузочных операций, то рациональным выбором является седельный тягач, предназначенный для скоростной буксировки полуприцепа большой грузоподъемности, с низкой посадкой, пневмоподвеской, спальным местом для водителей, которые проводят в дороге сутки и более.

     Фактор «Характеристика груза», включающий способ погрузки/выгрузки груза, условия перевозки, использование грузоподъемности автомобиля и требования по сохранности груза, определяет выбор оптимального типа кузова грузового автомобиля. Кузов автомобиля должен быть согласован с характеристиками перевозимых грузов, для чего необходимо знать характеристики грузов. Рассмотрим характеристики грузов, определяющие выбор кузова оптимального грузового автомобиля.

     По способу погрузки/выгрузки грузы делятся на штучные, навалочные и наливные. Штучные грузы характеризуются габаритными размерами, массой и формой. Они принимаются к перевозке и сдаются получателю по объему и массе. Навалочные грузы допускают погрузку и выгрузку навалом, т.е. выдерживают падение с высоты. Эти грузы учитываются по объему и массе. Наливные грузы – это жидкие и полужидкие грузы, которые перевозят в цистернах, специальной таре или контейнерах.

     В зависимости от условий перевозки и хранения грузы делятся на обычные и специфические. К обычным относятся грузы, для перевозки, погрузки, выгрузки и складирования которых не требуется особых условий и которые можно перевозить на бортовых автомобилях. Специфические грузы требуют особых мер сохранности и безопасности при перевозке, погрузке/выгрузке и хранении. Эти грузы делятся на: (1) требующие соблюдения определенных санитарных условий и антисанитарные, (2) скоропортящиеся, (3) большой массы, (4) длинномерные, (5) негабаритные, (6) опасные.

     В зависимости от объемной массы груза, т.е. в зависимости от отношения массы груза «m» к занимаемому объему «V», достигается определенное значение коэффициента статического использования грузоподъемности автомобиля γ с, равного отношению массы фактически перевозимого груза qф и номинальной грузоподъемности q автомобиля. Величина коэффициента статического использования грузоподъемности γ с используется для классификации грузов на четыре класса: (1) 1 класс - γ с = 1,0, (2) 2 класс - γ с = 0,71…0,99, (3) 3 класс - γ с = 0,51…0,7, (4) 4 класс - γ с = 0,4…0,5.

     По степени сохранности грузов при их транспортировании они делятся на три категории: (1) грузы, требующие особых условий сохранности (взрывоопасные, огнеопасные, стекло, электронные приборы), (2) грузы, требующие условий сохранности (изделия машиностроения, мебель, строительные материалы, компьютерные комплектующие), (3) не требующие условий сохранности (земля, песок, щебень).

     В зависимости от сочетания рассмотренных характеристик груза выбирается оптимальный кузов грузового автомобиля из списка: бортовая платформа, самосвал, фургон, пикап, цистерна, для перевозки контейнеров, самопогрузчик. Бортовая платформа предназначена для перевозки широкого спектра грузов, являясь универсальным кузовом, который может быть оснащен тентом, гидроподъемником. Самосвал – это специальный вид кузова, применяемый для технологических перевозок в строительстве и сельском хозяйстве. Это может быть опрокидывающийся кузов бункерного типа или с наклоняющимся днищем. Разгрузка может быть задняя и боковая. Для опрокидывания кузова используются гидравлические подъемники телескопического типа. Фургон – это кузов, предназначенный для перевозки грузов, нуждающихся в защите от осадков, дорожной пыли, солнечного света, насекомых, низких или высоких температур и свободного доступа. Фургон имеет, как правило, прямоугольную форму. Различают промтоварные, изотермические и специализированные фургоны. Промтоварные фургоны, отличающиеся максимальной простотой и прочностью, предназначены для перевозки товаров, не требующих специального температурного режима. Изотермические фургоны предназначены для перевозки грузов, требующих специального температурного режима. К специализированным фургонам относятся фургоны-рефрижераторы, хлебные, мебельные. Кузов типа «пикап» - это кузов грузовой модификации легкового автомобиля с открытой грузовой платформой или закрытым цельнометаллическим кузовом. Пикап с открытым кузовом может оборудоваться съемным тентом. Цистерна используется для перевозки нефтепродуктов, химических веществ, сыпучих грузов, жидких удобрений, воды, жидких пищевых продуктов, сжиженных газов, живой рыбы. Самопогрузчик – это тип кузова, который имеет механизированное погрузочно-разгрузочное, погрузочное или разгрузочное устройство.

     Рассмотрим пример выбора оптимального кузова грузового автомобиля для перевозки компьютерных комплектующих. Анализ характеристик этого груза показывает, что груз по способу погрузки/выгрузки является штучным, по условиям перевозки и хранения – обычным, по использованию грузоподъемности – грузом класса 3, и по требованиям к сохранности – требующим условий сохранности. Характеристики груза указывают на необходимость выбора промтоварного фургона прямоугольной формы бескаркасной конструкции. Бескаркасная конструкция фургона позволяет не использовать специальные ребра жесткости, что способствует снижению веса кузова и лучшему использованию грузоподъемности автомобиля. Эта конструкция состоит из панелей, имеющих ребра жесткости замкового типа.

     Фактор «Минимальная себестоимость перевозки грузов» вызывает необходимость после выбора большой и особо большой грузоподъемности и типа кузова выбрать конструктивную схему автомобильного подвижного состава. По конструктивной схеме грузовые автомобили подразделяются на одиночные автомобили и автопоезда. Автопоезд состоит из тягача с прицепом или седельного тягача с полуприцепом. Автопоезд применяется в грузовых перевозках для увеличения производительности, снижения расхода топлива на 1 т перевезенного груза, снижения себестоимости перевозок, уменьшения потребности в водителях. Большинство выпускаемых грузовых автомобилей рассчитано для работы с прицепами и имеют буксирное устройство. Седельный тягач в перевозках может работать только с полуприцепом в составе автопоезда.

     Выбрав оптимальное сочетание грузоподъемности, кузова и конструктивной схемы грузового автомобиля, следует перейти к выбору структуры комплекса эксплуатационных качеств и экономичности грузового автомобиля, который в общем случае включает следующие характеристики: (1) грузоподъемность, (2) использование грузоподъемности, (3) доступные варианты погрузки/разгрузки, (4) топливная экономичность, (5) техническая скорость, (6) безопасность движения, (7) надежность, (8) долговечность, (9) экологическая безопасность, (10) проходимость, (10) размер постоянных расходов автомобиля в год, (11) размер переменных расходов автомобиля на 1 км пробега, (12) стоимость автомобиля. В зависимости от логистической ситуации в грузоперевозках конкретного предприятия этот комплекс может быть уменьшен или расширен. Например, если предприятие не осуществляет международных перевозок по странам Евросоюза и не планирует делать это, то требование экологической безопасности может быть исключено. Если же компания осуществляет международные перевозки по странам Евросоюза, то требование соответствия автомобиля экологическому стандарту «Евро-4» является обязательным. По сравнению с экологическим стандартами «Евро -0», «Евро-2» и «Евро-3», которому соответствовали и соответствуют грузовые автомобили, производимые в Украине и России, стандарт «Евро-4» жестче примерно на 65…70%.

     Следующим шагом схемы выбора оптимального автомобиля является ранжирование критериев комплекса эксплуатационных качеств и экономичности. Ранжирование необходимо для повышения объективности и количественной оценки автомобилей, предлагаемых авторынком, с помощью критериев и расчета рейтинга автомобилей. Для ранжирования критериев целесообразно использовать метод опроса фокус-группы, в работе которой должны участвовать заинтересованные руководители и логистические менеджеры, являющиеся внутренними потребителями и исполнителями функции транспортировки: генеральный директор, директор по логистике, менеджер входной логистики, менеджер производственной логистики, менеджер выходной логистики предприятия. Участникам фокус-группы выдается анкета, в которой перечислены в качестве критериев оценки выбранные ранее критерии комплекса эксплуатационных качеств и экономичности оптимального автомобиля, пример которой иллюстрирует рисунок 3. Каждому критерию оценки участник фокус-группы присваивает вес, сумма которых по всем критериям должна быть равна 10. Вес критерия оценки равен сумме весов, присвоенных этому критерию всеми участниками фокус-группы.

Анкета ранжирования критериев оценки автомобиля.увеличить
Рисунок 3. Анкета ранжирования критериев оценки грузового автомобиля.

     По некоторым критериям оценки необходимо установить их допустимые значения или ограничения. Например, при осуществлении международных перевозок в Евросоюз и обратно обязательным значением критерия «Экологическая безопасность» является соответствие автомобиля стандарту «Евро-4». Очевидно, что автомобили, не соответствующие этому требованию, не имеет смысла оценивать с помощью всего комплекса критериев. В том случае, когда компания преимущественно осуществляет перевозки по дорогам низкого качества, обязательным значением критерия «Проходимость» является повышенная проходимость автомобиля с мощной подвеской и приводом на все колеса, так как акцент в этом случае делается на возможности доставить груз в труднодоступный район, сохранности груза и самого автомобиля.

     Заключительные шаги схемы выбора оптимального грузового автомобиля состоят в количественной оценке моделей автомобилей, соответствующих ограничениям, с помощью критериев и расчет рейтинга каждой оцениваемой модели. Оптимальной является модель грузового автомобиля, получившая наибольшую сумму баллов. Пример количественной оценки моделей автомобилей и расчета рейтингов иллюстрирует рисунок 4. Рейтинг модели есть результат суммирования по всем критериям оценки произведения веса критерия и оценки модели автомобиля по критерию. Модель 1, набравшая наибольшее количество баллов в размере 200,9, является моделью оптимального автомобиля для грузовых перевозок.

Пример количественной оценки автомобилей и выбора оптимального автомобиля.увеличить
Рисунок 4. Пример количественной оценки грузового автомобилей и выбора оптимального грузового автомобиля.

Директор "Бизнес-консалтинга Игоря Чугунова"

Чугунов Игорь Иванович,

Diploma MBA Mgmt. (Open University, Great Britain),

бизнес-консультант, бизнес-тренер,

www.consulting-chii.com.ua

+ 38 067 327 34 60, + 38 044 572 02 13.


Статья опубликована в журнал «Logistics», № 3, 2009 год.

Скачать статью «Выбор оптимального автомобиля» (.zip)

(067) 327-34-60
(044) 572-02-13